0
Авдей Тер-Оганьян

Российский художник, представитель Московского акционизма (р. 1961 г). В конце восьмидесятых основал в Ростове-на-Дону сообщество «Искусство или смерть».

Первая выставка товарищества прошла 19 сентября в общественном туалете «Прогресс» на Газетном, где в начале XX века выступал Хлебников (тогда еще в арт-кафе «Подвал поэтов»),  а в 1945 году – гостила и восхищалась чистотой Клементина Черчилль.

Закономерно, что «Выставку провинциального авангарда „Вылкам Плыз“ № 3» которую со скандалом закрыли на следующее утро, Авдей Тер-Оганьян решил провести там же.

В начале 1990-х художник приезжает в Москву, где постепенно приобретает известность: руководит «Галереей в Трехпрудном переулке», в 1995—1998 годах – «Школой современного искусства», в которой обучает подростков теории и практике авангардного и поставангардного искусства. Часть учеников стала действовать как Общество Радек.

На акции «Юный безбожник», которая прошла на ярмарке «Арт-манеж» в 1998 году, Авдей Тер-Оганьян публично рубил топором репродукции икон, что принесло ему большую известность и уголовное дело по обвинению в разжигании религиозной вражды. Художник иммигрировал в Чехию и продолжил заниматься искусством как концептуалист, возобновил работу «Школы современного искусства» и галереи «Вперед!» в Берлине.

В 2010 году, скорее всего, по истечению срока давности, его дело было закрыто – в середине июня 2019 Авдей Тер-Оганьян вернулся в Россию. Примечательно, что по этому случаю он дал интервью Артгиду, в котором рассказал, что осознает себя как художника только в связи с национальным контекстом: «Я принадлежу советской и далее русской культуре, и только в этом контексте и существую, в этом контексте понятно мое искусство».

Творчеству и судьбе Тер-Оганьяна посвящена книга Мирослава Немирова «А. С. Тер-Оганьян: Жизнь, Судьба и контемпорари арт» (1999). Его работы находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее и других частных и государственных коллекциях России, США и Италии.